новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   Печать Контакты
Статьи - 5 последних
  •  Первый день на новой работе
  •  Женщина-руководитель: проблема самоактуализации в контексте полоролевых характеристик личности
  •  Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности
  •  Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: проблемы и стратегии профессионализации
  •  Гендерные аспекты социальной адаптации в условиях ранней профессионализации
  • Тесты - 5 популярных
  •   Способны ли вы убить человека?
  •   Проверьте свою память
  •   Каков Ваш характер?
  •   Насколько Вы довольны жизнью?
  •   Довольны ли Вы собой?
  • Голосование
    Ваше мнение о навигации и удобству представления материалов данного сайта
    Организацию представления разделов и материалов нужно улучшить
    Нужны небольшие изменения в навигации
    Ничего не нужно менять

    результаты
    Поиск по сайту
    Расширенный поиск
    Рассылка новостей



    Начало - Психология - Общая психология - Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности

    Г.Б. Горская, Н.Л. Бондаренко, Т.А. Зернова
    Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности

         В современной психологии усиливается интерес к гендерным психологическим различиям, к гендерным регуляторам поведения человека. Одним из актуальных аспектов гендерной проблематики является гендерная регуляция профессиональной деятельности человека. Наиболее отчетливо она может быть выражена в поло-специфичных видах деятельности, которые расцениваются обществом как приемлемые для одного пола и неприемлемые для другого. К таким видам деятельности относится спорт, традиционно рассматриваемый как преимущественно мужское занятие.
         В современных условиях приобретение спортивного мастерства - это процесс, аналогичный профессионализации в трудовой деятельности, успех которого зависит от гармонизации личностных ресурсов спортсмена и требований избранного вида спорта. С другой стороны, спортивное совершенствование происходит в определенной среде, составляющей жизненный контекст спортивной деятельности. В процессе развития человек испытывает воздействия социальной среды и ассимилирует социальный опыт, носителями которого являются люди из его социального окружения и, с другой стороны, сам оказывает влияние на среду своего существования.(10) выделяет 4 подсистемы экологической среды, в которой происходит развитие человека:
         1. мезосистему, включающую ближайшее социальное окружение;
         2. микросистему, которая образуется несколькими микросистемами (например, семьей, друзьями, школой);
         3. экосистему, т.е. социальную среду, с которой человек непосредственно не взаимодействует, но которая оказывает влияние на его развитие (система здравоохранения и социального обеспечения, особенности организации рабочего времени);
         4. макросреду, которая включает особенности культуры, в которой происходит становление человека (ценности, традиции, нравственные нормы, установки, стереотипы).
         В исследованиях, посвященных управлению человеческими ресурсами, можно встретить несколько иную классификацию элементов жизненной среды, в которой человек реализует свои возможности. Она подразделяется на внутренний и внешний контекст деятельности. Под внутренней составляющей контекста профессиональной деятельности понимается стратегия и тактика, а также философия управления организацией, в рамках которой действует человек. Внешняя составляющая контекста деятельности - культура, политика, законы, социальные институты, в которой он существует.(14)
         Под влиянием развития экологически ориентированных областей психологии средовые регуляторы деятельности становятся объектом все более пристального внимания. Интерес к ним прослеживается и в клинической и в педагогической, и в инженерной психологии управления человеческими ресурсами. (2,4,5,14) Не является в этом смысле исключением и психология спорта, в которой оформляется направление исследований, названное «контекстная психология спорта» (17,18).
         Проведенные ранее исследования (1) показали, что длительность включения спортсменов в спортивное совершенствование приводит к возникновению долговременных регуляторов их деятельности, под которыми подразумеваются факторы, продолжительное влияние которых приводит к избирательному повышению чувствительности к определенным видам стрессоров, к формированию устойчивых особенностей психической регуляции деятельности, устойчивого уровня психической напряженности.
         Долговременные регуляторы деятельности могут быть подразделены на интроличностные и средовые. К первым относятся устойчивые индивидуально-психологические особенности определяющие степень возможной гармонизации личности и требований деятельности, ресурсы и ограничения, определяющие уровень достижений спортсменов. Ко вторым могут быть отнесены предметные и социальные условия деятельности, оказывающие влияние на реализацию ее ведущих мотивов. Многолетние исследования яхтсменов высокой квалификации показали, что как предметно-деятельностные, организационно-методические, так и социальные условия деятельности спортсменов выступают в роли долговременных регуляторов ее результативности и психологической стоимости. Это подтверждает актуальность и значимость их изучения (1).
         Вместе с ним за рамками проведенных исследований оказались макросредовые социокультурные стереотипы, регулирующие отношение к спорту и спортсменам.
         Постоянное расширение круга видов спорта, в которых принимают участие женщины, появление женщин в традиционно мужских спортивных дисциплинах побуждает к исследованию регулирующего влияния на спортсменов полоролевых, или гендерных стереотипов, в которых аккумулированы сложившиеся в определенной социокультурной среде устойчивых представлений о содержании социальных ролей мужчин и женщин.
         Как известно, включение женщин в занятия спортом, который традиционно рассматривается как мужской вид деятельности, встречало достаточно сильное сопротивление (3). Под влиянием феминистских движений от начала к концу 20 века ситуация существенно изменилась, но тем не менее отношение к женскому спорту остается весьма неоднозначным (8).
         Так факт, что полоролевая специфичность или неспецифичность влияет на степень уверенности человека в себе, уровень психической напряженности и в конечном счете на достигаемые результаты делает важным установление степени реального влияния полоролевых стереотипов на отношение к участию мужчин и женщин в занятиях различными видами спорта. Именно это и явилось целью исследования, излагаемого в основной части отчета.
         Исследования полоролевых стереотипов показывают, что социальные роли, связанные с принадлежностью к определенному полу, более отчетливо осознаются в тех случаях, когда эти роли важны, а также тогда, когда человек оказывается в меньшинстве (женщина среди большого числа мужчин и наоборот). Учитывая то, что в спорте в меньшинстве чаще оказываются женщины, можно ожидать, что именно у них регулирующее влияние полоролевых стереотипов окажется сильнее. Можно также ожидать, что сильная ориентация на полоролевые стереотипы проявится в подростковом и юношеском возрасте, когда происходит интенсивное развитие самосознания, формируется личностная, в том числе и полоролевая идентичность.
         Полоролевые стереотипы - это совокупность сложившихся в обществе представлений о личностных качествах, особенностях поведения, профессиональных предпочтениях, отличающих людей определенного пола. Несмотря на характерное для нашего времени размывания полоролевых стереотипов, с их регулирующим действием приходится считаться, тем более, что в спорте оно принимает сложные и противоречивые формы.
         Степень соответствия избранного вида спорта полоролевым стереотипом мужественности и женственности влияет на уверенность в себе спортсменов разного пола и уровень испытываемой им предсоревновательной тревоги (12). Отнесение спорта к мужским занятиям повышает вероятность полоролевого конфликта у женщин-спортсменок, стремящихся одновременно к соответствию стереотипу женственности и к высоким спортивным достижениям, требующих проявления «мужских» личностных качеств и стратегий поведения(11, 13). Вместе с тем, тот факт, что одни и те же методы тренировки, стили общения оказываются в разной степени эффективными для спортсменов разного пола приводит к пониманию того, что включение женщин в «мужские» виды спорта не означает усвоения ими «мужских» ценностей, способов мышления, моделей поведения (16). Более того, ситуации, когда женщины, включившиеся в «мужской» вид деятельности, оказываются в меньшинстве среди мужчин, приводят к усилению и осознанию себя как женщин, а не к копированию поведения мужчин (15).
         Таким образом, с одной стороны, рост числа женщин, занимающихся спортом, включение женщин в занятия традиционно мужскими видами спорта указывает, на первый взгляд, на лояльное отношение общества к этому явлению. С другой стороны, протесты против занятий «мужскими» видами спорта женщин и не менее активное неприятие включения мужчин в занятия «женскими» видами спорта (например, синхронным плаванием), говорят о сохранении традиционных взглядов на полоролевую специфичность различных видов спорта. Вследствие этого существенным долговременным регулятором деятельности спортсменов может быть оценка приемлемости избранного вида сорта для их пола. Включение в занятия видом спорта, который расценивается как мало приемлемый может вызвать рост психической напряженности, полоролевой конфликт.
         В задачи данного исследования входило:
         1) установить, в какой мере современным подросткам свойственна соответствующая традиционным полоролевым стереотипам оценка различных видов спорта для мужчин и женщин;
         2) определить возрастные особенности оценок приемлемости различных видов спорта для мужчин и женщин;
         3) установить влияние включенности в активные занятия спортом на оценку приемлемости различных видов спорта для мужчин и женщин;
         4) установить диагностические признаки проявления полоролевого конфликта у спортсменов, занимающихся видами спорта, которые имеют в общественном мнении статус низкой приемлемости для их пола.
         В исследовании принимали участие подростки обоего пола 11-12 лет, занимающиеся (40 чел.) и не занимающиеся спортом (79 чел.), школьники обоего пола 14-15 лет, занимающиеся (37 чел.) и не занимающиеся спортом (68 чел.), девушки-футболистки высокого класса в возрасте 17-30 лет (22 чел.). Всем участникам исследования предлагалось оценить по 100-бальной шкале приемлемость для мужчин и женщин 18 видов спорта (различных видов гимнастики, спортивных игр и единоборства, легкой атлетики, тяжелой атлетики, спортивного и синхронного плавания, велоспорта, гребли). Статистическая достоверность различий в оценках приемлемости каждого вида спорта для мужчин и женщин оценивалась по критерию Стьюдента.
         Результаты исследования говоря об устойчивости влияния традиционных полоролевых стереотипов на оценку приемлемости различных видов спорта для мужчин и женщин.
         Как преимущественно мужские испытуемые всех возрастных групп обоего пола, занимающиеся и не занимающиеся спортом расценили тяжелую атлетику, греблю, велоспорт, борьбу, современное пятиборье, бокс, хоккей на льду (таблица 1,2). Только в группе спортсменок-футболисток недостоверно различие оценки приемлемости футбола для мужчин и женщин, остальные отнесли футбол к мужским видам спорта.
         Как преимущественно женские виды спорта все испытуемые расценили художественную гимнастику и синхронное плавание. В группу видов спорта приемлемость которых для мужчин и женщин не различается, попали: легкая атлетика, теннис, волейбол.
         Характерно, что как в равной степени приемлемые для мужчин и женщин все исследуемые группы расценили именно те виды спорта, которые наиболее давно стали доступны для женщин и занятия которыми уже в начале 20 века не встречали сопротивления (13).
         Таблица 1 Оценка приемлемости различных видов спорта девочками и девушками
         Примечание: жирным шрифтом указаны не значимые различия в оценках приемлемости видов спорта

         Таблица 2 Оценка приемлемости различных видов спорта мальчиками и юношами
         Примечание: жирным щрифтом указаны не значимые различия в оценках приемлемости видов спорта
         У школьников, не занимающихся спортом, отношение к приемлемости различных видов спорта для мужчин и женщин преимущественно основывается на содержании полоролевых стереотипов, принятых в обществе. Сравнение оценок приемлемости различных видов спорта для мужчин и женщин младшими и старшими подростками обнаруживаетразличия возрастной динамики этих оценок у мальчиков и девочек. В оценках девочек более отчетливо прослеживается возрастающее с возрастом влияние полоролевых стереотипов. Девочки 14-15 лет по сравнению с девочками 11-12 лет ниже оценивают приемлемость для мужчин «женских» видов спорта (художественной гимнастики, синхронного плавания) и приемлемость для женщин, традиционно «мужских» видов спорта (тяжелой атлетики, бокса, хоккея на льду, пятиборья), В то же время возрастает оценка приемлемости «мужских» видов спорта для мужчин. (табл . 3)
         У мальчиков прослеживаются те же тенденции возрастной динамики оценки приемлемости различных видов спорта для мужчин и женщин, но в менее отчетливой форме. Хотя мальчики с возрастом снижают оценку приемлемости для мужчин «женского» вида спорта - художественной гимнастики, у них не прослеживается характерное для девочек снижение оценок приемлемости для женщин наиболее «мужских» видов спорта (табл.4).
         Девочки с возрастом повышают оценки приемлемости большинства видов спорта для мужчин (табл.З). У мальчиков эта тенденция выражена значительно слабее. У девочек достоверно меняется оценка приемлемости для мужчин 8 видов спорта из 18, а у мальчиков - только 1 вида спорта.
         Таким образом, результаты дают основание для заключения о том, что девочки в большей степени, чем мальчики осознают полоролевую специфичность различных видов спорта. Это можно расценить как следствие сохранения традиционного отношения к спорту как к преимущественно мужскому виду деятельности, в котором спортсменки воспринимают себя как меньшинство. Такая позиция способствует более полному осознанию соответствия занятий тем или иным видом спорта социальной роли мужчины и женщины, принятии их в социальном окружении.
         Включение в занятия спортом обостряют чувствительность девочек к полоролевым стереотипам, что проявляется в большей категоричности отношения к приемлемости разных видов спорта для мужчин и женщин.
         Таблица 3. Оценка приемлемости различных видов спорта девочками и девушками разного возраста

         Примечание: жирным шрифтом указаны значимые различия в оценках приемлемости видов спорта
         Девочки, занимающиеся спортом, значительно ниже, чем не занимающиеся, оценивают приемлемость для мужчин «женских» видов спорта - художественной гимнастики и синхронного плавания. Вместе с тем, они более низко оценивают приемлемость для женщин «мужских» видов спорта - футбол, борьба, бокс, хоккей на льду. Исключение составляет лишь оценка приемлемости своего вида спорта (гандбол), которая значительно выше, чем у девушек, не занимающихся спортом (табл. 3).
         Таблица 4. Оценка приемлемости различных видов спорта мальчиками и юношами разного возраста

         Примечание: жирным шрифтом указаны значимые различия в оценках приемлемости видов спорта
         Мальчики, занимающиеся спортом более отчетливо осознают полоролевую специфичность занятий спортом, чем не занимающиеся. Об этом говорит достоверное увеличение с возрастом оценки приемлемости для мужчин легкой атлетики, футбола, гандбола, плавания, волейбола, хоккея на траве. Снижение оценки приемлемости для мужчин спортивной гимнастики при увеличении оценки ее приемлемости для женщин.
         С возрастом мальчики, занимающиеся спортом, более высоко оценивают приемлемость для женщин не только спортивной гимнастики, но и тенниса, плавания, пятиборья. Занятия спортом делают мальчиков более терпимыми к участию женщин в некоторых «мужских» видах спорта (табл. 4).
         Занятия видом спорта, который рассматривается как мало приемлемый для спортсмена определенного пола может быть источником полоролевого конфликта. Учитывая, что спорт считается более мужским видом деятельности, чем женским, вероятность возникновения полоролевого конфликта выше для спортсменок, чем для спортсменов, хотя в исследованиях не всегда удается обнаружить какие бы то ни было его проявления.(13) Это наводит на мысль о том, что либо большинство спортсменок не переживает полоролевой конфликт, либо он имеет скрытую форму, которую трудно установить. Ответ на вопрос о том, какое из предположений в большей степени соответствует деятельности «своего» и других видов спорта спортсменами, которые специализируются в спортивных дисциплинах с относительно невысоким соответствием традиционной социальной роли женщины. В данном исследовании это гандбол и футбол.
         Как показано в табл.3, юные гандболистки 11-12 лет значительно выше, чем их сверстницы, не занимающиеся спортом, оценивают приемлемость для женщины своего вида спорта (79,7 и 41,6 балла, соответственно). В то же время они более категоричнее своих сверстниц, не занимающихся спортом в неприятии для женщин футбола, борьбы, бокса, хоккея на траве и на льду. Юные гандболистки в значительно меньшей степени, чем девочки, не занимающиеся спортом считают приемлемой для мужчин художественную гимнастику. Похожая картина наблюдается и у высококвалифицированных футболисток. Приемлемость для женщин футбола они оценили в 72,2 балла, в то время как приемлемость для женщин тяжелой атлетики они оценили в 5,0 баллов, борьбы в 12,2 балла, бокса в 7,6 балла. Различия в оценках приемлемости футбола для мужчин и женщин составляет около 14 баллов, в то время как для баскетбола оно равно 20 баллам, для хоккея на льду 55 баллам, для бокса - 77,2 балла.
         Завышенные оценки приемлемости своего вида спорта у гандболисток и футболисток в сочетании с более категоричным, чем у девушек, не занимающихся спортом, неприятием бокса, борьбы, тяжелой атлетики как женских видов спорта говорит о наличии у спортсменок полоролевого конфликта. Завышение же оценок приемлемости для женщин своего вида спорта можно рассматривать как один из способов его смягчения.
         О том, что включение в занятия видом спорта, не соответствующим полоролевому стереотипу, вызывает ту или иную степень полоролевого конфликта, который сущствует даже при отсутствии его ярких проявлений, говорят различия в уровне социальной адаптации юных гимнасток и гандболисток (таблица 5).
         Таблица 5. Средние показатели социальной адаптации (СПА) юных гимнасток и гандболисток 12-13- лет
    Показатели СПА Гимнастки Гандболистки Достоверность различий
    Адаптация 66,8 59 р<0,05
    Принятие других 70,1 64,9 р<0,05
    Интернальность 75,5 61,7 р<0,05
    Самопринятие 73,3 70,7  
    Эмоциональный комфорт 66.2 53,4 р<0,05
    Доминирование 50,4 51,4  
    Эскапизм 15 19,2 р<0,05
     
         Как следует из таблицы, гимнастки, имеют достоверно более высокие показатели по большинству признаков социальной адаптации. Занятия гандболом, приемлемость которого для девушек оценивается значительно ниже, чем гимнастика, вызывают некоторое снижение социальной адаптации, хотя характеризующие ее параметры остаются в пределах возрастной нормы.
         Аналогичная картина обнаруживается при сравнении показателей социальной адаптации мальчиков, занимающихся видами деятельности, в разной степени соответствующими стереотипу мужественности (табл.6).
         Таблица 6. Средние показатели социальной адаптации (СПА) у мальчиков 12-13 лет, обучающихся в школе, занимающихся хореографией и футболом
    Показатели СПА Школьники Учащиеся балетного училища Футболисты
    Адаптация 62,3 60 70,3
    Принятие других 68,7 63,1 74,2
    Интернальность 65,3 64,0 75,9
    Самопринятие 66 66,5 85,1
    Эмоциональный комфорт 61,9 60,6 69,8
    Доминировние 49,4 54,8 56,7
    Эскапизм 18,8 19,7 17,7
         Примечание: жирным шрифтом выделены показатели, достоверно отличающиеся от зарегистрированных у школьников (р<0,05)
         Данные таблицы 6 свидетельствуют о более высокой социальной адаптации мальчиков-футболистов, деятельность которых максимально соответствует стереотипу мужественности.
         Проведенное исследование приводит к следующим выводам.
         1. Отношение старших и младших подростков к приемлемости различных видов спорта для мужчин и женщин находится под влиянием традиционных полоролевых стереотипов, рассматривающих спорт как преимущественно мужское занятие. Следствием воздействия традиционных полоролевых стереотипов является более дифференцированная оценка полоролевой специфичности различных видов спорта девушками по сравнению с юношами.
         2. Гендерная специфичность различных видов спорта начинает более ясно осознаваться по мере взросления подростков, о чем свидетельствует динамика изменения оценки приемлемости различных видов спорта от младшего к старшему подростковому возрасту.
         3. Фактором, способствующим осознанию гендерной специфичности различных видов спорта является активная включенность в спортивную деятельность. На это указывают различия в оценке приемлемости видов спорта для мужчин и женщин подростками одинакового возраста и пола, занимающимися и не занимающимися спортом.
         4. Несмотря на увеличение участия девушек в занятиях традиционно мужскими видами спорта, у спортсменок, избравших такие спортивные дисциплины прослеживаются признаки полоролевого конфликта, вызываемого противоречием между желанием заниматься избранным видом спорта и добиться в нем успеха, с одной стороны, и несоответствием избранного вида деятельности стереотипу женственности. К таким признакам следует отнести установленное в исследовании завышение девушками, занимающимися гандболом и футболом, приемлемости своих видов спорта для женщин по сравнению с подростками разного пола и возраста, не занимающимися спортом или занимающихся другими видами спорта. Одновременно с завышением приемлемости для женщин своего вида спорта девушки - гандболистки и футболистки санатории подмосковья существенно ниже оценивают приемлемость для женщин других «мужских» видов спорта. Как еще один признак проявления полоролевого конфликта можно рассматривать различия показателей социальной адаптации у девочек и мальчиков, занимающихся разными по степени приемлемости для своего пола видами спорта.

    Список использованных источников
    1. Горская Г.Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса (на материале спортивной деятельности) Авторефер.дисс... докт, психол. наук, М/.1999 -46с.
    2. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда,//Вопросы психологии, 1993, №1, с.13-23.
    3. Мельникова Н., Истягина-Елисеева Е. Олимпийский женский спорт в конце 19 - начале 20 века,// Международный форум «Молодежь-Наука-Олимпизм». Материалы.М.;1998, с.156-158.
    4. Панов В.И. Общие методологические вопросы экологии детства,//Учителю об экологии детства. М.;1996, с.4-15.
    5. Пископпель А.А. Щедровицкий Л.П. От системы «человек-машина» к социотехнической системе»// Вопросы психологии. 1982, №3, с. 15-25.
    6. Родина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях//Вопросы психологии. 1999, №2, с.22-27.
    7. Спектор Р.И. Психологические особенности высших спортивных достижений (теоретико-методологический анализ). Автореф. дисс... канд. психол. наук. М.; 1987- 18с.
    8. Шахлина Л. Проблемы полового диморфизма в спорте высших достижений,//Теории и практика физической культуры. 1999,№6,с.51-55.
    9. Шихирев П.Н. От терапии личности к терапии социальной среды: Эволюция подходов к проблеме алкоголизма в США, // Психологический журнал,1987,Т.8,№5, с.28-37.
    10. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge M.A. Harvard University Press, 1979.
    11. Fasting R. The development of gender as sociocultural perspective: implication for sport psychology.// Sport Psychology: an integrated approach. Proceedings of 8 World Congress on Sport Psychology. Lisbon, 1993, 81-92.
    12. Gray don J., Whelan S., Bowling S. The effect of gender and gender appropriatness of activity on self-confidence and anxiety. 119 European congress in Sport Psychology. Proceedings. Pat 1. Brussels, 1995, 333-346.
    13. Harris D. Female athlete. //Sport psychology. (Eds. J.R May, M.J Asken)., 1987, N.-Y. PMA Publishing Corp., 99-116.
    14. Jackson S.E., Schuler R.S. Understanding human resourse management in context of organizations and their environment'// Annual Review of Psychology,1995, №46,237-64. Palo-Alto, California.
    15. Moor D. Gender traits and identities in «Masculine» Organization: the Israeli police force. // The Journal of Social Psychology, 1999, 139(l),49-68.
    16. Postow B.C. Women and masculine sports: androgeny qualified. // «Feminity», «Masculinity» and «Androgeny». (Ed. M. Vetterling-Braggin). Littlefield, Adams & Company, 1982,268-278
    17. Stelter R. Contextualized sport psychology, and implementation of qualitative research design. // 9th European Congress on Sport Psychology. Proceedings. Part 1/Brussels, 1998, p. 278-285.
    18. Stelter R. The body, self and identity. Personal and Social constructions of the self through sport and movement// European yearbook of Sport Psychology. v2,1998, Sankt Augustin, Academia Verlag., p. 1-30.
    Сборник научных трудов, КГУ МРЦПК Краснодар 2000 Выпуск 5

    новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   вверх


    Copyright @FOLLOW 2000-2006
    Designed by follow.ru